Сколько раз мы слышали от сотрудника или контрагента фразы в духе «Я потратил на это много времени» или «Я целый месяц этим занимался!» В этот момент где-то просыпается чувство сожаления, и мы хотим как-то вознаградить человека за труд. Но стоит ли?
Бывает, что люди не нацелены на результат, не производят полезного продукта, но хотят денег за потраченное время. И если только вы не договаривались изначально на почасовую оплату, у вас может возникнуть резонный вопрос – почему я должен что-то платить? Скажу больше – если вы заплатите человеку, а он не произвел ничего ценного, вы тем самым навредите и себе (вы выбросите деньги) и человеку, и вашим с ним отношениям.
Есть один интересный принцип, который каждый руководитель рано или поздно для себя открывает. Впрочем, еще в 70-х годах прошлого века его довольно просто сформулировал философ Рон Хаббард: «Если вы поощряете не производство, вы получаете не производство». И да, деньги это одно из самых очевидных и базовых средств поощрения людей. Если вы платите за пустую трату времени – этой траты времени станет еще больше! Если до этого сотрудник уделял работе 30% времени, в следующем месяце будет в лучшем случае 20%. То есть вы просто продолжите выбрасывать деньги, при этом усугубляя ситуацию.
Это действительно общая проблема, но в таких профессиях как PR и маркетинг она особенно ощутима. В случае с землекопом, продавцом, дизайнером или пекарем наличие или отсутствие продукта довольно очевидно – землекоп должен выкопать яму, продавец продать, дизайнер представить эскизы или готовый макет. А вот с PR и маркетингом все чуть сложнее (хотя и не глобально).
Главное, чего нельзя допускать в PR – это отсутствия названного продукта. Как бы вас ни пытались убедить в том, что PR это сложная и неочевидная деятельность. Нет. У каждой работы (если эта работа делается) есть продукт. И у любого PR-щика есть как минимум три продукта, которые он должен производить, и которые можно подсчитать.
В первую очередь упоминания в СМИ и социальных сетях, включая YouTube, ЯндексДзен и тд. Конечно, речь не идет о ваших собственных каналах и соцсетях. Речь именно про сторонние. Также сюда не включаются рекламные материалы. Хотя бы потому, что это задача маркетинга и у рекламных материалов другая направленность.
Второе – количество союзников вашей организации или бренда. Сюда не считаются контрагенты, поставщики. Тут речь идет исключительно о тех, кто поддерживает и уважает вашу организацию или бренд по личным убеждениям. Это может быть отраслевая ассоциация, союз специалистов, официальные власти, знаменитости и так далее.
И третье – официальные награды, благодарности и прочие выражения признательности. Тут учитывается все – начиная с благодарностей от контрагентов за стабильную работу и заканчивая парком в городе, названным в честь вашей компании.
По каждому пункту есть нюансы и детали, которые стоит прояснить и обозначить, но их довольно много и для описания всего потребуется еще серия статей. Пока же посмотрите на ваших сотрудников или компанию, которая оказывает вам услуги по PR и проверьте – приносят ли они вам нужные продукты и стоят ли эти продукты затраченных денег.
И сделайте выводы.
Общественная редакция в Казани
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.