Главное для производства — это оборудование, работающее безотказно и без простоев. Сейчас логистика нарушена, поставки оборудования сильно затруднены. Поэтому предприятия вынуждены изо всех сил продлевать срок службы работающего оборудования. Для этого оборудование необходимо обслуживать, проводить диагностику и планово-профилактические работы. Поэтому растет значимость качественного обслуживания оборудования и спрос на компании, оказывающие такие услуги. А ключом к эффективному и прибыльному сервисному бизнесу является автоматизация.
Как выглядит рынок сервисного обслуживания оборудования России? С какими сложностями сталкивается? Зачем его автоматизировать? Об этом рассказываем в статье.
Как выглядит рынок сегодня?
Экономика сегодня нестабильна. Компании оптимизирую все свои ресурсы, в первую очередь — финансовые. Поэтому всевозможные государственные программы поддержки бизнеса очень важны. Например, HubEx предоставляет систему для автоматизации бизнес-процессов сервисных компании по субсидии в размере 50% в рамках программы поддержки МСП от РФРИТ.
«Программа господдержки помогает нашим клиентам автоматизировать свой сервисный бизнес, применяя современное ИТ-решение HubEx. Считаю крайне ценным, что инициатива фонда нашла не только поддержку, но и финансирование для субсидирования цифровизации малого и среднего бизнеса. В сегодняшней новостной повестке это даёт серьёзный толчок для развития предпринимательства в России и помогает оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию на рынке и справляться с трудностями».
Андрей Балякин, генеральный директор HubEx
Как сегодня выглядит рынок сервисного обслуживания оборудования России? Существующие сервисные центры условно можно разделить на:
- небольшие частные ремонтные бригады;
- компании, оказывающие специализированные услуги по ремонту оборудования;
- производители, которые обслуживают свое оборудование;
- дистрибьюторы оборудования, дополнительно обслуживающие его собственными силами.
«При работе с сервисной компанией клиент взаимодействует с командой, которая имеет заданные стандарты качества и контролирует исполнителей. Как правило, в сервисных компаниях работают специалисты разного профиля — это помогает решать весь спектр задач, возникающих при работе с оборудованием. В то время, как ремонтные бригады производителей и поставщиков оборудования имеют узкую специализацию».
Семен Корсаков, коммерческий директор «РЕМЗАВОD»
Рынок сервисного обслуживания оборудования в России только формируется. Отечественные предприятия не всегда готовы выделять на это финансы. Особенно сейчас, когда Российские компании стремятся оптимизировать финансы. Однако в крупных промышленных регионах подход постепенно меняется: появляются и развиваются новые модели обслуживания производств. Их цель — повысить эффективность и отладить процессы обслуживания, а инструментом является автоматизация.
«Аварийные работы — самый массовый тип работ на данный момент. С малым и средним бизнесом мы работаем без договоров на обслуживание, приезжаем на срочный вызов и чиним неисправности. Проведение предупредительно-плановых работ и техобслуживание не столь популярны. Руководителям не важно, как долго прослужит оборудование — главное, чтобы не было простоев».
Семён Корсаков
Сложности, с которыми каждый день сталкиваются предприятия, формируют новые тренды в управлении производством. Наиболее важный — это увеличение срока службы оборудования. Промышленные предприятия заинтересованы в максимально длительной эксплуатации, а следовательно — и в планово-предупредительных работах и грамотном техобслуживании.
Переход к цифровизации на производстве — еще один тренд, который мы наблюдаем. Телеметрия и IoT позволяют собирать информацию о текущем состоянии оборудования, отслеживать параметры наработки и вовремя обращаться к сервису для предотвращения поломок. Автоматизация экономит человеческий ресурс и продлевает срок службы оборудования.
Цифровизация производства требует и цифровизации сервиса соответственно. Такие технологии, как сбор и анализ Big Data, интернет вещей (IoT) и дополненная реальность (AR) позволят сокращать операционные затраты, понять, какие именно проблемы возникают при обслуживании и ремонте оборудования, выявить причину и усовершенствовать технику.
Зачем автоматизировать сервисный бизнес
Автоматизация сервисной компании увеличивает ее эффективность и управляемость, позволяет масштабировать бизнес и гарантировать уровень качества услуг. Сервисный бизнес обладает своей спецификой, поэтому для его автоматизации требуется специализированная система. Рассмотрим на примере HubEx, какие преимущества дает автоматизация.
2. Управление персоналом
Маржинальность сервисного бизнеса в первую очередь зависит от грамотного управления рабочим временем специалистов и сокращением расходов на ФОТ. Автоматизация упрощает обучение новых сотрудников и помогает внедрить в компании единые стандарты обслуживания при масштабировании.
Удобные инструменты и грамотная организация процесса позволяют привлекать лучших специалистов на рынке. Сотрудники заинтересованы в продуктивном рабочем процессе с минимумом бумажной и административной работы и прозрачной системой KPI — все это делает возможным HubEx. Грамотный рабочий процесс повышает статус компании на рынке труда.
2. Прозрачный контроль и учет оборудования
Техобслуживание и предупредительно-плановые работы необходимы для минимизации и предотвращения аварийных ситуаций. Автоматическое создание расписания и заявок на ППР экономит ресурс диспетчера, избавляет сервисную компанию от необходимости расширять штат при увеличении количества обращений и позволяет заранее оценивать загрузку специалистов с учетом плановых работ.
Доступ к единой базе обслуживаемого оборудования с историей его ремонта дает сервисному инженеру информацию о том, как часто оборудование выходит из строя, какие именно детали были заменены, когда и кем. Это дает возможность сделать аргументированные выводы о текущем состоянии оборудования, предугадать и предотвратить возможные неполадки.
3. Управление качеством
Гарантированное качество предоставляемых услуг — отличительная особенность сервисной компании. Автоматизация позволяет управлять качеством и «видеть» весь процесс обслуживания. В HubEx есть чек-листы, которые позволяют стандартизировать процессы по ремонту и обслуживанию оборудования. В программе также есть возможность загружать документацию, фото и видео для каждого оборудования или типа работ. У сотрудников в телефоне есть все инструкции, документы и подсказки, необходимые для качественного выполнения задачи.
А клиенты сервисной компании могут оценить заявку и оставить комментарий. На основе оценок формируется рейтинг каждого выездного сотрудника, который работодатель может использовать как базу для формирования системы KPI.
Постоянные изменения и нестабильность стали новой нормальностью. Сервисным компаниям, чтобы предоставлять конкурентноспособный продукт требуется способность анализировать происходящее и мгновенно адаптироваться. Оцифрованный процесс позволяет маневрировать. А еще, внедрение инструмента автоматизации позволяет доказать клиенту качество сервиса и участвовать в тендерах на обслуживание крупных производств.
Общественная редакция в Казани
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.