Ошибки подчиненных дорого обходятся руководителю, а о глупых сотрудниках ходят анекдоты. Но что, если глупые сотрудники не появляются из ниоткуда, а создаются неправильным поведением руководителя?
Любой руководитель рано или поздно сталкивается с проблемами, которые ему приносят подчиненные, и любой нормальный руководитель хочет подобных проблем избежать. Но порой, попытки предотвратить ошибки подчиненных, приносят больше вреда, чем пользы.
Возьмем простой пример – дизайнер отправил неправильный макет рекламы в печать, и организация понесла прямых убытков на 50 000 рублей, и недополучила часть прибыли, так как запланированная рекламная кампания была реализована не в полном объеме и потеряла эффективность.
Тут есть два подхода. Умный и правильный – добиться, чтобы дизайнер исправил ситуацию, нашел причину, почему это произошло, и разработал пути предотвращения подобных ситуаций в будущем. Заодно пусть придумает какую-то переработку, которая компенсирует понесенные организацией убытки.
Глупый – вылить поток оскорблений на дизайнера, лишить его премии и понизить в должности или уволить.
Если пойти по умному пути, дизайнер с одной стороны ощутит груз ошибки, и будет стараться ее не повторить. Но при этом будет чувствовать свою ответственность за происходящее, а внеся дополнительный вклад, реабилитируется не только в глазах руководства, но и в собственных.
Почему второй путь глупый? Потому что вы убиваете ответственность не только у дизайнера, но и у всех, кто вовлечен в эту ситуацию. Тем самым вы убиваете и инициативу. И в итоге вы получите сотрудников, которые по любым вопросам будут бегать к начальнику, одобрять каждый шаг, делать только то, что им скажут и НЕ ОТВЕЧАТЬ НИ ЗА ЧТО! Ведь это не они сделали или решили, а это «начальник сказал» или «начальник одобрил».
И если вы думаете, что так хоть ошибок не будет, вы ошибаетесь. Тут ошибок будет море, но люди не будут нести за них никакой ответственности. Вместо этого каждая неудача будет вменяться в вину руководству. Приведу вам пример из жизни, который довелось наблюдать.
Полдень, приемная у кабинета директора полна посетителей – от руководителей отделов до водителей. Директор приезжает в 13:00, потом до 15:00 выслушивает проблемы сотрудников и говорит им что делать. В 18:00 сотрудники уходят домой, директор задерживается до 21:00, едет на встречу, потому домой, потом проверяет отчеты, ложится глубоко за полночь. Утром этот директор опять едет по встречам, пока его подчиненные сидят в приемной и ждут пока приедет босс, чтобы решить: где взять деньги на бензин, нужно ли выставлять счет клиентам и оплачивать счет поставщику и еще 100 других вопросов.
Внимание вопрос! Как вы думаете, если половина организации минимум три дня в неделю с 10 до 15:00 сидит в приемной у директора, успевают ли они выполнить план работы, включая план по доходу? Правильно – не успевают. А теперь – главный вопрос! Кто, по мнению сотрудников, в этом виноват? Правильно – директор. Почему? Очень просто – он слишком поздно приезжает на работу, и дает не те указания.
Одна из вещей, с которыми нужно смириться руководителю, который хочет что-то построить и чего-то достичь, это то, что подчиненные будут совершать ошибки. Это неизбежность и к этому надо относиться терпимо. Конечно, ошибка ошибке рознь! Но если речь не идет о каких-то должностных преступлениях, руководителю надо быть способным держать себя в руках, и спокойно относиться к ним. Да, ситуации надо исправлять, но важно не взрываться и не «рубить головы», а спокойно добиваться, чтобы сотрудники, допустившие ошибки, исправляли нанесенный вред и корректировали свои действия на будущее.
Самый эффективный подход, который я наблюдал в отношении подчиненных, примерно такой «Ты тут босс, так разберись с этим, и чтобы подобного больше не было!» Даже если речь про уборщика, который что-то плохо убрал – дайте ему возможность быть главным по отношению к его работе, и требуйте с него исключительно результат. Тогда он будет хотеть работать и добиваться результата, вместо того, чтобы бояться допустить ошибку.
Так и только так вы сможете сохранить чувство ответственности у сотрудников и их инициативу. Один из классиков менеджмента Л. Рон Хаббард отмечал: «Единственный капитал, который есть у руководителя, - это желание работать. Сохраняйте это желание».
Да, порой руководитель может устать от ошибок и прийти в умонастроение, что проще заменить сотрудников роботами, которые будут выполнять заложенные в них программы. Но на практике машины тоже ломаются, выходят из строя и допускают ошибки. Однако вы не дождетесь от них ни инициативы, ни творчества в своей работе, ни поддержки ваших целей и идей.
А это стоит того, чтобы научиться справляться с ошибками подчиненных не убивая их желания работать и брать ответственность за свою область.
Новости по теме
Последние новости
Общественная редакция в Казани
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.